Ксендзюк О. Трансформация личности icon

Ксендзюк О. Трансформация личности



НазваниеКсендзюк О. Трансформация личности
страница1/15
Дата конвертации29.12.2012
Размер3.58 Mb.
ТипСправочник
источник
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15

Ксендзюк О.

Трансформация личности



Глава 2

Репрезентативные системы и их языковое выражение


"Интуиция — неосознаваемая совокупность ускоренных процессов, порождающая некоторый вербализуемый информационный объем, полезность которого колеблется от единицы до бесконечно малой величины."

"Функционирование человеческих устройств."

Справочник для роботов.

Составление характеристик — одна из обширных и, вне всякого сомнения, полезных областей человеческой деятельности Руководители в творческих муках сочиняли характеристики подчиненным, подчиненные, поскольку нынче руководителям некогда, с усилиями пишут опусы о самих себе; преподаватели составляют прочувствованные характеристики юных шалопаев, каковые, в свою очередь, страдают над многочисленными портретами литературных героев, чьи создатели порою бывают усердно характеризуемы критиками; авторы же популярных тестов, психологических рекомендаций и гороскопов выдают характеристики всем без разбора по собственному усмотрению

В силу вышесказанного вполне закономерным представляется регулярное появление различных определений и замечаний по поводу человека вообще. Их тоже можно коллекционировать, как и многие другие бесполезные вещи, и мы на них останавливаться не будем. Однако в связи с нашими сегодняшними целями выберем одно из них.

"Мы как человеческие существа являемся в некотором смысле системами восприятия чувственной, перцептуальной или когнитивной информации". И как таковые мы в процессе взаимодействия сознательно и бессознательно подаем эту информацию вовне, т.е. репрезентируем ее таким способом, который является для нас значимым как для существ, функционирующих и утилизирующих. И кто бы ни был перед нами клиент, давний друг, просто собеседник, мы со своей стороны большей частью находимся в состоянии поиска, получения и интерпретации соответствующей информации о нем. Это происходит на разных уровнях. Люди не раз пытались составить "словарь" языка тела, как будто движение головой назад может означать сдержанность, а скрещивание ног — аккуратность и т.п. Но язык тела не состоит из слов, он работает по-другому.

Искусство собрать максимальное количество информации о клиенте является в терапии фундаментальной отправной точкой, независимо от используемых методов, поскольку все вмешательства, которые вы производите как сознательно, так и бессознательно, основываются на том, что вы узнали о клиенте и его проблемной ситуации.

Здесь существуют свои ошибки и стереотипы, что и демонстрирует шутливая импровизация Бэндлера и Гриндера:

— Вы знаете, доктор, мне очень тяжело. Похоже, я не смогу сам это одолеть.

— Я это вижу, мистер Гриндер.

— Такое ощущение, что я как-то не так обращался со своими детьми. Я думаю, вы поможете мне уловить это.

— Я представляю, что вы имеете в виду. Сосредоточимся на одном из конкретных аспектов. Постарайтесь дать мне свою собственную перспективу, свой взгляд на происшедшее.

— Но... знаете... я чувствую... я что-то не могу собрать все это...

— Я понимаю. Для меня важно — что стало ясным из вашего красочного описания — для меня важно, чтобы мы видели дорогу, по которой мы пойдем вместе.

— Я пытаюсь рассказать вам о том, что моя жизнь была полна тяжелейших событий. И я стараюсь найти способ...

И так далее, несоответствие явное. Знаете, мы не случайно сказали "построить беседу". Вам никогда не казалось, что акт коммуникации напоминает здание, которое вместе строят, допустим, два разных человека? Оно может быть прочным и крепким или хрупким и слабым, оно может быть причудливо-модернистским или стройным и строгим, оно может быть законченным или быстро разрушиться еще в середине. В приведенном нами диалоге, пожалуй, возводятся два разных строения, колышущихся и призрачных. Часто ли вам приходилось наблюдать либо участвовать в подобной беседе? Ситуация несколько утрирована, но по наблюдениям Бэндлера и Гриндера, очень многие терапевты "путаются подобным же образом".

Итак, какая информация о клиенте необходима вам? Прежде всего, это информация о нынешнем состоянии и информация о состоянии, к которому клиент стремится, — его мы назовем желаемым. Здесь вам необходимо получить сведения о так называемых репрезентативных системах и естественных якорях — о них и пойдет речь ниже.

Какие вообще существуют пути и способы для получения информации?

Это словесный расспрос, включающий мета-модель, и наблюдения за поведением.

Что касается словесного расспроса, мы думаем, что здесь в целом все ясно: вы получаете ответ на вопрос "В чем проблема?" Ответ обычно далеко не полный, и здесь вам на помощь приходит мета-модель — набор лингвистических средств для сбора информации и получения полного вербального описания текущего и желаемого состояний. Она полезна и для многого другого, и о ней мы очень подробно поговорим в четвертой главе.

Основная область профессиональных коммуникаторов — это процесс, напоминают Гриндер и Бэндлер. Проблемы, которые беспокоят людей, обычно не имеют ничего общего с содержанием. Они связаны со структурой, нормой организации опыта. Информацию о нем вам дают, в частности, языковые стереотипы.

Люди используют слова для описания того, что, по их мнению, происходит. Но они никогда не смогут сказать вам, что же произошло на самом деле — карта не может дать полное представление о местности. Существует, большая разница между действительным событием и словесным описанием того, что пережито по этому поводу.

Содержание вербализации человека рассказывает вам о его представлениях. Процессуальный аспект вербализации показывает, как он достиг этих представлений. Слова, которыми каждый из нас пользуется, чтобы выразить себя, — это индикаторы элементов нашего сознательного опыта.

Вы можете проделать следующее простое упражнение. Выпишите несколько предложений, описывающих какие-либо ваши опыты. Убедитесь, что вы включили в них то специфическое, что вам нравится или не нравится в каждом из них. Например: "На пляже мне действительно нравится, каким расслабленным я себя чувствую, когда загораю." Или:

"Что мне не нравится в спорах, так это когда человек даже не пытается взглянуть с точки зрения другого."

А теперь посмотрите на свои предложения и выберите из каждого предикаты. (Это глаголы, прилагательные и наречия в предложениях;

слова, определяющие взаимоотношения между вещами, т. е. субъектами и объектами.) В наших примерах предикатами являются:

а) "нравится", "расслабленным", "чувствую"; б) "не нравится", "не пытается", "взглянуть", "точку зрения".

Обратите внимание, что некоторые из них относятся или подразумевают определенную сферу ощущений сенсорного опыта "Расслабленный" и "чувствую" можно назвать "осязательными" кинестетическими словами. "Взглянуть" и "точка зрения" — зрительно ориентиреванные предикаты В ваших предложениях наверняка также найдутся слова, относящиеся к каким то областям ощущений зрительной, осязательной или слуховой (аудиальной), возможно обонятельной либо вкусовой. Наиболее частотные предикаты вероятно указывают тот сенсорный канал, который наиболее значим для вашего сознания в данном частном переживании (опыте).

То же вы могли заметить и в диалоге приведенном выше. Клиент употребляет в основном кинестетические слова "тяжело", "уловить", "полна". Терапевт же использует слова визуальные "вижу", "ясный", "красочный", "взгляд". И вам наверняка знакомы люди, часто прибегающие к аудиальным словам "Я прекрасно слышу, что вы говорите". "Мне это созвучно" и т. д. И это чрезвычайно существенные различия.

Итак, люди по разному представляют (репрезентируют) свой индивидуальный опыт. Доступные нам сенсорные системы, используемые для этого могут быть названы системами репрезентации или лучше репрезентативными системами. Каждый человек имеет в своем распоряжении различные способы репрезентации переживания мира. Пути, посредством которых мы познаем (переживаем, репрезентируем) мир, проходят сквозь наши "врата восприятия" — органы зрения, слуха, кинестезиса, обоняния и вкуса. Все эти системы функционируют непрерывно, но поскольку большая часть этого постоянного потока сенсорного опыта по множеству причин является чрезмерной или ненужной мы обращаем внимание не на все его элементы, а предпочитаем фокусироваться на той его системе (или системах), которая доставляет информацию наиболее соответствующую тому опыту, что у нас имеется. Мы располагаем языковой системой с помощью которой можем представлять наш опыт можем его хранить непосредственно в системе в тесной связи с определенным сенсорным каналом

Человек с которым вы впервые встречаетесь мыслит по всей вероятности, в одной из трех основных систем Он может внутри себя генерировать визуальные образы испытывать кинестетические ощущения или говорить что-то самому себе. Определить репрезентативную систему (РС) можно обращая внимание на слова, обозначающие процессы (процессуальные слова: глаголы, наречия и прилагательные), используемые чтобы описать свои внутренний опыт Ваши уши дожны быть постоянно открыты к тому КАК говорит человек. Вот примеры процессуальных слов:

а) визуальные: видеть, рисовать, яркий, ясный, смутный, мрачный, перспектива, вспышка, озарение, свет, тусклый, прозрачный, бледный;

б) аудиальные слышать звучать крик громкий шумный мелодичный оглушительный звонкий;

в) кинестетические чувствовать ощущать трогать, держать брать, (хватить терять нащупать теплый мягкий гладкий удобный, пустота переполненность зажатость грубый колючий тяжелый сухой;

г) запах—вкус пробовать (на вкус) нюхать ароматный сладкий, кислый горький свежий пресный пряный безвкусный;

Мы уверены что при желании вы сможете дополнить любую из этих групп. Разумеется вы понимаете что речь идет не о буквальном словоупотреблении. Всякий скажет о лимоне "кислый" вне зависимости от репрезентативной системы. Речь идет о переносном метафорическом словоупотребпении и связанных с ним предпочтениях. Вы можете сказать "Что-то сегодня ты кислый" "Она просто сияла" "Я чувствую у тебя хорошие новости" "Это звучит непонятно". При этом никто не пытается втиснуть вас в рамки очередной классификации. Ведь в процессе описания различных областей опыта мы зачастую используем в коммуникации предикаты принадлежащие к различным системам репрезентации.

Допустим клиент говорит вам:

— Я знаю что надо быстрее схватывать ситуацию, но я так часто натыкаюсь на препятствия.

Указателями здесь являются слова схватывать, натыкаюсь, препятствия — т. е. система репрезентации явно кинестетическая, клиент сообщает о своем переживании "непонимания" как "чувства".

Он продолжает:

— С другой стороны когда мне все ясно и я могу обрисовать всю ситуацию целиком, ее решение становится очевидным.

Система репрезентации в этом случае — визуальная. Клиент идентифицирует свой опыт "понимания" как нечто видимое.

Сказанное не означает что опыт понимания, имеющийся у него не включает также кинестетического, аудиального или обонятельного компонента. Конечно этот опыт у него есть. Дело в том, что часть сенсорного опыта, к которому обращается сознательное внимание клиента, когда он "понимает", есть часть визуальная.

Теперь вспомните несколько случаев когда вы были, скажем, чем-либо обеспокоены, взволнованы, и определите в терминах сенсорного опыта, КАК вы осознавали себя взволнованным в каждом эпизоде. Скорее всего, результат будет одним и тем же. К примеру, человек, который перед интервью начинает нервничать, может осознать, что видит внутренние картины своей "неуклюжести", скованности и т.д. Кто-то из вас говорит себе: "Я боюсь; а вдруг я выступлю неудачно"; кто-то чувствует дрожь в мышцах и напряженность в солнечном сплетении, и прочее.

Вас могут сбить с толку такие слова как: верить, думать, знать, понимать, полагать; изменение, уважительный, доверчивый и т.п. Не перепутайте — эти слова являются неспецифическими по отношению к тому, как представляется или происходит процесс — в картинах, запахах, ощущениях или звуках и, следовательно, полезной информации не несут. И что же вам с ними делать? Да ничего особенного. Если есть возможность, задайте какой-нибудь вопрос типа "А как именно вы узнали (подумали, поняли)?" Возможно, вы получите вербальный ответ, более щедрый на процессуальные детали, либо достаточную невербальную реакцию.

Начиная изучать репрезентативные системы, многие чувствуют удивление и недоверие: неужели существуют стойкие паттерны опыта и постоянно функционируют в каждом из нас? Кроме того, возникает легкая растерянность в связи с задачей распознавания этих паттернов у других людей: она кажется очень объемной и сложной. Если вы еще не встречались с репрезентативными системами, воспользуйтесь поначалу нашим советом: ежедневно уделяйте некоторое время тому, чтобы слушать свою и чужую речь, вслушиваться в разговоры, игнорируя их содержание, обращать внимание исключительно на специфические (в сенсорном плане) процессуальные слова.

Даже при небольшой практике можно научиться автоматически распознавать паттерны репрезентативных систем, как вы сейчас вычленяете в речи фразеологизмы. (Мы имеем в виду не только различения по сенсорным каналам, но и уровень "ведущая — первичная — референтная РС", который мы тоже разберем) Как при овладении любым терапевтическим искусством, в начале этот процесс предполагает схематичную и пошаговую практику. Но вскоре необходимость сосредоточения уменьшается, и вы оказываетесь способными к быстрому подсознательному определению и использованию интересующих вас различении.

Трудности облегчает то, что при отборе используемых людьми предикатов паттерны систем репрезентации обычно оказываются весьма очевидными. Некоторые люди буквально "видят" то, что вы говорите, другие это "ощущают", третьи "слышат".

Наш психолог независимо от специализации вынужден решать самые разные проблемы, чей "хвостик" нередко обнаруживается в семье, и вы вместо одного получаете двух клиентов: супружескую пару, у которой количество разногласий переходит в качество мыслей о разводе, что, в свою очередь, также порождает разногласия. К примеру, прекрасная половина высказывается так:

— Все это не очень убедительно звучит... Что-то говорит мне, что нет смысла продолжать нам жить вместе. Мне много чего уже пришлось выслушать на этот счет, родственники такой шум подняли... В общем, я даже не знаю, что еще сказать.

Супруг же настроен следующим образом:

- А я чувствую, что еще не все потеряно. Конечно, наши отношения порядком подрасшатались, но мы могли бы их укрепить, построить как-то иначе... Я считаю, надо поработать над этим, и тогда все сгладится.

Если вы отреагируете на подобный диалог только в плане содержания, вряд ли вам удастся "поработать над этим" плодотворно. Вы начнете размышлять, кто же прав, возможно, заинтересуетесь родственниками, встанете на чью-нибудь сторону, будете продуцировать всяческие суждения, мнения, интерпретации и т.д. Ваше действительное понимание ситуации измеряется тем, как вы реагируете на форму вербализации. Ваши клиенты (друзья, собеседники, деловые партнеры ) не понимают друг друга, у них недоразумения по поводу реальности. Вам как профессиональному коммуникатору необходимо заняться процессом, а не "реальностью", обращая внимание на процессуальные слова. Эти люди говорят о разных аспектах одного и того же опыта. Он говорит о том, что чувствует; она употребляет аудиальные термины. Его слова имеют отношение к конструированию внутренних ощущений,, ее слова предполагают наличие некоего "внутреннего голоса", аудиальных внутренних структур. Оба описывают внутреннее порождение переживания относительно состояния их брака. Каждый осознает и говорит об ином аспекте переживаний, нежели партнер: она — об аудиальном аспекте, он о кинестетическом. Они по-разному организуют и выражают свое восприятие, Эта разница значима: она в большой степени создает непонимание при коммуникации.

Таким образом, языковые паттерны — важная часть поведенческой информации, которая раскрывает структуру текущего состояния. Каждое специфическое процессуальное слово — визуальное, аудиальное, кинестетическое, вкусовое — указывает, что внутренний опыт говорящего представлен в этой сенсорной системе.

Мы хотим немного остановиться на еще одном аспекте вербализации. Вам следует обратить особое внимание, когда вы работаете с людьми над конкретными вопросами здоровья, на язык органов: метафорические высказывания людей, относящиеся к частям тела. Нетипично для людей ссылаться на особые физиологические проблемы, которые у них есть. Подсознание часто буквально интерпретирует язык и усиливает симптомы, "предложенные" человеком в его речи.

Чтобы использовать это в работе, подумайте, как язык органов каким-то образом может соотноситься с настоящей проблемой человека, и начинайте использовать его в ваших высказываниях о нем Наблюдайте за любыми физиологическими сдвигами у человека, что даст вам знать, что вы подходите к его проблеме близко. Его подсознание ответит вам. Вот несколько примеров того, что вы можете исследовать;

имейте в виду, что это только репрезентативные образы.

Кожные проблемы: Вы принимали опрометчивое решение? У вас "чешутся руки" что-то сделать? Что-нибудь так вас раздражает, как заноза под кожей? Вы чувствуете, что вам нужно "выцарапывать" средства на жизнь?

Проблемы с желудком, язва: Что-то вас гложет? От кого-то или от чего-то вас тошнит? Есть ли что-то, что вы просто не можете "переварить"? То, что вы делаете, поглощает вас целиком (дословно "с потрохами")?

Кишечник: Вы всегда сдерживаетесь? Вам приходится себя держать в узде? Вы придерживаетесь своих проблем? Похоже, у вас ничего не выходит гладко?

Вес: Вы переполнены чувствами? Есть ли в вас что-то лишнее, ненужное, отягощающее вас? Есть ли у вас тяжелые проблемы?

Головная боль, шея: Кто-то "сидит на вашей шее" ? Расшибаете ли вы лоб об одни и те же проблемы? Вы несете бремя жизни на своих плечах? Не чувствуете ли вы иногда, что у вас "голова дырявая"? Вы "свернули себе шею" на этой проблеме? У вас голова гудит от забот?

Зрение: Есть нечто, на что "глаза бы ваши не смотрели"? Чего/кого бы вы никогда не хотели больше видеть? В чем вы не видите ничего хорошего? Может быть, вы все и всех "видите насквозь"? Вам не кажется, что вам ничего не ясно?

Сердце: Кто-то/что-то разбивает ваше сердце? Вы переживаете одну сердечную муку за другой? У вас к чему-то не лежит сердце? Не чувствуете ли вы сердечного расположения к кому-нибудь? Бывает так, что у вас "просто сердце не на месте"? Чувствуете ли вы иногда "камень на сердце"?

Роберт Дилтс применяет эти метафоры и язык органов прежде всего как диагностическое средство. Он считает, что не обязательно метафора вызывает болезнь, может быть наоборот, болезнь отражается в метафоре. Так или иначе, метафора может дать вам очень важную информацию в работе с клиентом.

Понятие первичной репрезентативной системы

Еще раз обращаем ваше внимание на то, что у обычного человека задействованы все системы и, строго говоря, не существует визуалов, аудиалов и пр. (Мы не касаемся сейчас тех случаев, когда в результате врожденной либо приобретенной травмы "отрезан" тот или иной сенсорный канал.) В то же время люди склонны действовать в какой-либо системе, в которой сознательно репрезентируется большая часть их опыта.

Читая эту книгу, да и любую другую, вы время от времени встречаетесь с описаниями, образами, эпизодами с различными вербализациями чьего-нибудь опыта. Возможно, при этом в вашем представлении мелькает какой-нибудь цвет или картинка, возможно вы иногда чувствуете мышечное напряжение. вкус или запах, "слышите" звуки. Один текст более я рок и весом для вас, другой вообще может не вызывать существенных реакций.

Те из вас, кто способен прежде всего представить себе ясную, отчетливую картину, обладают богатой, развитой визуальной системой репрезентации. Те, кто может создать сильное ощущение напряжения мышц, температуры или фактуры материала, обладают тонко развитой кинестетической репрезентативной системой, и т.д. Таким образом. индивидуум постигает мир прежде всего в той РС, которая у него более развита. Это станет очевидно, если вы проследите за процессуальными словами. В большинстве случаев можно заметить, что люди используют слова одной и той же системы репрезентации в ходе описания основной части своего опыта.

Привычное использование определенной категории сенсорно-специфических слов, преимущественно перед другими, указывает на первичную репрезентативную систему.

Таким образом, мы вводим понятие ПЕРВИЧНОЙ репрезентативной системы. Как вы уже поняли, это внутренняя сенсорная система, которая более других развита и используется чаще и полнее; "то, что уже введено в сознание и обозначено определенными словами", уточняют Гриндер и Бэндлер. Они говорят просто "репрезентативная система", мы же, вслед за Лесли Кэмерон, предпочтем формулировку "первичная система", дабы вы не запутались во всей этой механике. И мы думаем, что свою первичную систему вы уже выяснили. Это необходимо, но не достаточно. Гриндер и Бэндлер не преминули со свойственной им убедительностью высказаться и по этому поводу:

"Многие из вас ясно видят, что являются визуально ориентированными? Многие ли чувствуют, что ориентированы в своих процессах кинестетически? Кто с казал себе, что "я — аудиально ориентированный человек"? В действительности вы ВСЕ делаете ВСЕ, о чем мы здесь говорим, и делаете все время. Вопрос состоит в другом: какую часть этого процесса вы допускаете в сознание? Информация идет через все каналы постоянно, но только часть оказывается осознанной.

На наших семинарах люди часто в перерыве идут обедать и обсуждают между собой свои РС, как если бы они представляли собой нечто определенное, патологически стабилизирующее все процессы. Они стараются определить, кем же они "на самом деле" являются, вместо того, чтобы использовать полученную информацию для увеличения пространства своих выборов. Люди приходят и говорят: "Я совершенно запутался в этих репрезентативных системах, потому что я вижу себя как весьма чувствующую личность." Это важное и глубокое изречение, если вы над ним задумаетесь. Мне довелось услышать его раз сто пятьдесят. Чем думать о том, как вы ориентированы, думайте лучше о том, какая система у вас более развита и утонченна. Осознайте, что вы можете потратить свое время и энергию на то, чтобы развить до такой же утонченности и остальные системы. Если вы замечаете, что большинство фрагментов вашего поведения вписывается в категорию А, то разрешите себе развить ваши навыки в категориях В и С."

Итак, мы с вами выяснили, что:

а) ваш первый шаг — получение информации о клиенте и его состоянии,

б) вы неизбежно используете словесный расспрос,

в) у людей существуют репрезентативные системы,

г) репрезентативные системы соответствуют основным сенсорным каналам,

д) одна из них более развита, чем остальные,

е) ваша задача — поиск процессуальных слов в вербализациях клиента,

ж) в результате вы определяете первичную РС клиента.

О невербальных каналах информации

До сих пор мы обсуждали в основном вербальный уровень получения информации. Вы понимаете, что это далеко не все. Невербальные реакции составляют колоссальный пласт информации для вас. Это мы и имели в виду, говоря о наблюдениях за поведением.

Многие терапевты, впервые встречая клиента, уже имеют какие-то интуитивные впечатления о нем. Бывает, с первого взгляда они знают, что психотерапевтический процесс здесь будет очень трудным и займет много времени; в другом случае кажется, что работа будет интересной и плодотворной для обоих. Вы свободно можете (если нужно) заменить терапевта собой, клиента — каким-нибудь новым для вас человеком, психотерапевтический процесс — дальнейшей коммуникацией и любой совместной деятельностью. Вопрос: каким образом вы узнаете о своих интуитивных догадках? Вспоминайте, а мы пока отвлечемся на весьма важный момент.

Кроме получения полного вербального описания (через мета-модель) и определения репрезентативных систем, вы можете, используя зрение, слух и прочие чувства, понять, какие еще сигналы относительно теперешнего состояния клиента к вам поступают (тон голоса, мышечные реакции лица и тела и т.д.). Но не пытайтесь, так сказать, заниматься "чтением мыслей" — вы рискуете попросту спроецировать на клиента собственный опыт. Поэтому очень важно описывать эти сигналы в терминах, основанных на чувственном восприятии, а не интерпретировать их. "Описание типа "его руки вцепились в подлокотники кресла, суставы пальцев побелели, мышцы напряглись, дыхание задержалось, зрачки расширились"; — это описание в терминах чувственного восприятия, — пишет Лесли Кэмерон. — А сказать "он был испуган" — это интерпретация, выражение того, что эти черты поведения могли бы значить для вас или для кого-нибудь еще." Это различение, которого мы не в первый раз касаемся, может показаться утомительным, но зачастую оно оказывается значимым, когда речь идет о тонких деталях поведения.

В ходе одного из НЛП-истских семинаров одной участнице на ее фразу: "После вопроса взгляд той женщины стал более задумчивым" ответили следующим образом: "То, что для вас и для меня выглядит более "задумчивым", может отражать совершенно иной вид внутреннего опыта. "Задумчивый" — это сложное определение опыта, суждение о нем, не сам ваш сенсорный опыт. Я уверен, что слово "задумчивый" имеет для вас определенный смысл и вы легко можете связать его с определенными переживаниями. Опишите, пожалуйста, то, что вы видели, чтобы мы могли согласиться или не согласиться с этим" Другой пример — "воодушевленный" голос тоже не проходит. Описанием в чувственных терминах будет следующее: "Ее голос зазвучал выше, темп стал быстрее, появилось разнообразие в интонациях". Эти различения доступны нашим чувствам. Привязывание к ним всяческих эпитетов открывает путь произвольным интерпретациям.

Попытайтесь всеми чувственными различиями, которые вам доступны. Нередко изменение тона голоса или, например, покачивание ногой, обенно в терапевтическом контексте оказывается важным сообщением, дополняющим либо заменяющим вербальное сообщение. Вспомните ситуацию, когда вы переживали сильную злость гнев, попробуйте определить свои реакции. А еще лучше если вы расскажете об этом переживании внимательному наблюдателю. По мере того, как вы это делаете, некоторые эмоции возвращаются и он сможет отметить изменения в дыхании, форме губ, цвете и напряжении лица, высоте голоса и темпе речи. Тренированный наблюдатель, —утверждает Лесли, — способен чувственно различать тонкие невербальные компоненты поведения, извлекая из них полезную иформацию постольку поскольку внимательно относится к тому, как детали связаны с процессом в целом. Когда эго происходит? Что произошло непосредственно перед тем как у клиента вздрогнула нижняя губа, и сразу после этого? Какой смысл может иметь эта деталь поведения в общем контексте проблемы?

Вы будете получать ответы на ваши вопросы в той мере, в какой ваш сенсорный аппарат будет настроен замечать ответы.

По опыту известно, у тех, кто впервые задумывается о таких вещах часто возникает беспокойство, а вдруг они не смогут заметить расширения зрачков и всего такого прочего. Если вас это волнует, мы должны отметить, что, дело не в остроте вашего зрения, а в ваших перцептивных программах. "Ваши перцептивные возможности, — говорят Бэндлер и Гриндер, — это нечто приобретенное, выученное и, следовательно, может быть выучено еще лучше. Большинство людей действует таким образом, будто их восприятие — пассивный приемник огромного потока информации, поступающего из внешнего мира. Этот поток действительно есть, и он настолько огромен, что мы можем отобрать только незначительную часть его. Активно выбирать полезную информацию мы выучиваемся в течение жизни."

Сами НЛП-исты, по их словам, могут видеть, слышать и ощущать то, что когда-то казалось им экстрасенсорной информацией, и мы склонны им верить, поскольку это — результат стремления "посвятить часть своего времени и энергии выработке способности различать внутреннюю и внешнюю реальность, стимулы, поступающие в каждый сенсорный канал и в каждую репрезентативную систему."

Что же касается способности именно к зрительным различениям, то ее они выработали благодаря Милтону Эриксону, поскольку он был "одним из самых совершенных в мире визуальных детекторов и видел то, что обычно для людей находится далеко за порогом восприятия хотя действительно существует и воспринимается тем же самым человеческим зрительным аппаратом." Во время упражнений на семинаре у многих участников случались затруднения типа "мой партнер не делает никаких движений глазами". Позже они говорили: "Нет небольшие движения все-таки делает!" И это были утверждения об их различительной способности, а не о том, что происходило с партнером.

Кстати, о движениях глаз — вот мы до них и добрались. На этом в дальнейшем будет строиться куча разных вещей. Вербальная или осознанная часть информации редко бывает достаточно полной: при этом вся она может быть выражена невербально. "Если вы прочистите ваши сенсорные каналы, — напоминают Гриндер и Бэндлер, вслед за каким-либо вашим утверждением или вопросом собеседник даст вам невербальный ответ, независимо от того, осознает он это или нет". Имея возможность непосредственно наблюдать за ним вы всегда получите ответ еще до того, как он будет вербализован.

Трудно предположить, что клиент, находясь в кабинете станет рассуждать о ветре из окна, чистоте вашего стола, пении птичек или еще каком внешнем актуальном опыте. Обычно он описывает свои внутренние реакции на действия терапевта, внутренние репрезентации прошлого, проекции будущих событий. Чтобы говорить о таком внутреннем порожденном опыте, нужно каким-то образом получить к нему доступ.

Ключи доступа: движения глаз

Доступом называется процесс получения внутренней информации — картин, звуков, слов, ощущений, составляющих воспоминания, фантазии и др.

КЛЮЧАМИ ДОСТУПА называется специфическое невербальное поведение, указывающее на способ, посредством которого получают информацию. Ключи доступа — это и есть движения глаз. Авторы НЛП считают, что ключи доступа дают наиболее значимую информацию в невербальной коммуникации. В процессе изучения человеческого поведения они выяснили, что "сканирующие" паттерны глазодвигательных реакций определенно связаны с внутренними процессами, необходимыми для актуализации в сознании информации о прошлых воспоминаниях или конструировании будущего опыта.

Необходимая вам информация о репрезентативных системах человека может быть получена множеством различных способов, и наблюдение за движениями глаз, по словам авторов, — самый легкий. "Перед тем как зайти к вам в кабинет, человек планирует то, что он будет делать. Он визуализирует, повторяет про себя то, что собирается сказать, сосредотачивается на чувствах, которые он вам опишет. Делая это, он проникает внутрь себя, производя соответствующие жесты, о которых каждый из нас подсознательно знает, но которые за всю историю психологии еще никто внятно не описал." Начало внятному описанию положил тот же Милтон Эриксон. Наблюдательные ребята Ричард и Джон отлично "схватили ситуацию", как у них любят выражаться, и что из этого вышло, мы сейчас вам изложим — вначале без комментариев.

Итак, перечисляем ключи доступа, которые вы можете зрительно различить (для людей с типичной церебральной организацией, попросту говоря, "правшей" ):

^ КЛЮЧИ ДОСТУПА РЕПРЕЗЕНТАТИВНАЯ СИСТЕМА

Движение глаз вверх налево Эйдетический образ Виз. Расфокусировка гла Образ Виз. Движение глаз вверх направо Конструируемый образ Виз. Глаза вниз налево Внутреннее слушание Ауд. "Телефонная позиция" Внутреннее слушание Ауд. Глаза на среднем уровне,

налево или направо Внутреннее слушание Ауд. Глаза вниз направо Кинестетика Кин.


Естественно, направление взгляда указано с точки зрения наблюдаемого вами субъекта. То есть, "налево" — значит, в сторону ЕГО левой руки, а не вашей! Ну и, соответственно, направо. Верх и низ вы вряд ли спутаете.

Таким образом, когда вы улавливаете одну из указанных глазодвигательных реакций, можете быть уверены, что человек получает внутренний доступ к соответствующей репрезентативной системе. Мало того. Направление взгляда может указать вам, вспоминает ли он нечто хранящееся в его памяти, какой-нибудь опыт, имевший место в прошлом, либо конструирует нечто новое для него.

Рассмотрите, пожалуйста, это "солнышко". Это схема визуальной оценки глазодвигательных реакций для праворуких. (См. рис. 1)

1. Визуальные образы (глаза расфокусированы, их положение фиксировано, зрачок несколько расширен) могут быть эйдетическими или конструируемыми.

2. Визуальные сконструированные образы.

3. Визуальные эйдетические образы (воспоминания).

4. Аудиальные сконструированные образы.

5. Аудиальные образы-воспоминания.

6. "Телефонная позиция" (внутренний диалог).

7. Аудиальные образы (часто внутренний диалог).

8. Кинестетика и обонятельно-вкусовые ощущения.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15




Похожие:

Ксендзюк О. Трансформация личности iconДиагностика мотивационной структуры личности (В. Э. Мильман)
Назначение методики: Методика позволяет выявлять некоторые устойчивые тенденции личности: общую и творческую активность, стремление...
Ксендзюк О. Трансформация личности iconИндивидуально-психологические характеристики личности
К индивидуально-психологическим свойствам личности относятся темперамент, характер, направленность и способности
Ксендзюк О. Трансформация личности iconПроблемы личности в социальной психологии
...
Ксендзюк О. Трансформация личности iconПравовой статус личности — это правовое положение человека, отражающее его фактическое состояние во вза­имоотношениях с обществом и государством
Полное и реальное представление о правах и свободах нельзя получить, не рассматривая их в составе правового статуса личности
Ксендзюк О. Трансформация личности iconМетодика диагностики уровня социального мышления личности (К. А. Абульханова, Г. Н. Ярошенко)
Проективно-диагностическая и развивающая методика выявления особенностей и развития проблематизации как основной способности социального...
Ксендзюк О. Трансформация личности icon«Имиджелогия»
«человек-человек». В результате освоения курса происходит: вооружение технологиями диагностики профиля аудитории, отдельной личности,...
Ксендзюк О. Трансформация личности icon1. Проблема активности личности в обучении
...
Ксендзюк О. Трансформация личности iconРайх В. Анализ личности
В. Райх создал новое и очень перспективное направление в психотерапии, значение которого осознается только сейчас. Данная книга является...
Ксендзюк О. Трансформация личности iconАнтропогенная трансформация растительности в зоне влияния промышленных объектов г. Павлодара
...
Ксендзюк О. Трансформация личности iconГ. Алматы Almaty ул/ Жандарбекова 129 street Zhandarbekova 129
Номер «Трансформация» (смена костюмов, участие экзотических животных: Игуана, Варан и Питон)
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©kze.docdat.com 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов