Введение философия как сфера знания. Объект и предмет изучения учебной дисциплины icon

Введение философия как сфера знания. Объект и предмет изучения учебной дисциплины



НазваниеВведение философия как сфера знания. Объект и предмет изучения учебной дисциплины
Дата конвертации22.10.2012
Размер231.78 Kb.
ТипРеферат
источник







ВВЕДЕНИЕ


Философия как сфера знания. Объект и предмет изучения учебной дисциплины.  Философия  - это сфера культуры, в которой отражен универсальный способ отношения человека к миру. Философия обладает уникальными возможностями давать целостное представление о мире, раскрывать способы формирования и логику развития любых его объектов, «вписывая» их в мир, как целое. Способность воспроизводить образ мира как целого определяет ее фундаментальный статус по отношению к другим наукам. Философское знание, обладая статусом всеобщности и универсальности, является мировоззренческой и методологической основой частных наук, помогая отраслям специализированного научного знания рационально осознатъ и определить основные стратегии в решении выдвигаемых задач и способов их достижения. Философия  аккумулирует в своих понятиях опыт человечества, ступени его практики и познания, выступая в качестве самосознания культурно-исторической эпохи («Философия-эпоха, схваченная в мысли»). Являясь самосознанием своей культурно-исторической эпохи,  философия  в современном мире способствует осознанию человека и общества ответственности за последствия постиндустриальной, техногенной цивилизации.  Философия задает стратегии консенсуса, согласия в процессе взаимодействий и взаимосвязей различных культурно-духовных позиции, и возможности сохранения и развития уникальной и неповторимой отечественной национальной культуры в глобализирующемся мире.  

Философия как наука представляет собой область человеческого знания, которая исследует фундаментальные принципы и основания человеческого бытия, всеобщие сущностные характеристики человеческого отношения к природе, обществу и мышлению.

^ Место  философии  как дисциплинарно организованной научной дисциплины среди других дисциплин определяется ее предметной областью и особенностями функций Философия обобщает, систематизирует данные частных наук, в свою очередь, обогащает свое содержание конкретными научными знаниями. Философия дает научную картину мира в его универсально характеристиках. Такая философская картина мира (в отличие от религиозной, мифологической и т.п.) служит предпосылкой и условием для разработки конкретных научных знаний в качестве универсальной онтологической установки. Философия оказывает методологическую и иную помощь в конкретных научных исследованиях, реализуя возможность объяснение сложных явлений и процессов.


^ ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ


ФИЛОСОФИЯ  КАК ФЕНОМЕН КУЛЬТУРЫ


Философия, её предмет и функции

Философия в мире культуры. Философия как термин и как понятие. Философия как форма мироотношения и как наука. Мироотношение и мировоззрение. Философия и мифология. Философия и религия. Структура философского знания: философская онтология или учение о бытии, гносеология или философское учение о познании; философская антропология – учение о человеке; философия истории; социальная философия и т.д. Многообразие философских систем и направлений. Метафизика как основа философской онтологии и метод философского исследования. Диалектика как метод философского исследования. Основные функции философии.


^ Философия  в культурно-историческом контексте

 Философия  и философ. Важность одухотворяющих истин и идеалов к формировании жизненной стратегии человека, наполненных смысла и свободы.  Философия  как идеал строгой рациональности.


^ ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ ФИЛОСОФИИ В КОНТЕКСТЕ КУЛЬТУРЫ


Феномен  философии  в восточной культуре

Статус религии в древнеиндийской культуре и ее влияние формирование и развитие  философии . Основные мировоззренческие идеи индийской предфилософии (традиция Вед). Мировоззренческие поиски Упанишад как форма аскетического бегства от мира. Поиски путей избавления от вечного цикла перевоплощений.

Своеобразие восточного мышления. Особенности кармического стиля мышления. Кармический стиль мышления как форма морального и метафизического измерения  философии . Учения о карме, реинкарнаций кастовой системе как основание индийской  философии .

Буддизм и его отношение к Ведическому мировоззрению и ритуальной практике. Буддизм как критическое переосмысление Упанишад. Фундаментальные идеи буддизма. Буддистская стратегия ненасилия, ее влияние на историческую судьбу восточного человека. Мировоззренческое влияние буддизма на формирование мироотношения восточного человека, на выбор духовных ценностей, на образ жизни и на формирование ментальности.

Практическая направленности конфуцианской  философии . Прагматический характер социально-этическая максим конфуцианства. Важная роль конфуцианской  философии  в китайской культуре и обществе. Конфуцианство как идеология китайского общества.

Даоская  философия  и картина мироздания. Место человека в даосистской картине мироздания. Даоский способ сохранения и укрепления жизни. Космический характер принципа справедливости. Даоская практика достижения бессмертия. Моизм как альтернативная конфуцианству социально-этическая доктрина. Фундаментальные идеи моизма: всеобщая любовь, преуспеваемость, взаимная польза. Моизм как  философия  прагматической целесообразности и ее влияние на формирование практической направленности культурной стратегии китайского человека.

Легизм как  философия  социально-политических стратегий в эпоху воюющих государств". Фундаментальные ценности легизма: порядок в обществе, законы и указы. Легизм как идеология поиска модели безопасности и стабильности китайского общества. Влияние философских учений на культурную жизнь китайского народа.


^ Философия  в античной культуре

Фундаментальный характер постановки Платоном проблемы знания и компетентности.  Философия  Платона - как форма поиска установления приоритета. Разума над природой и обществом.

 Философия  Аристотеля как энциклопедия античной культуры. Ангажированность и значимость проблемы знания для достижения разумной жизни. Проблематизация путей получения знания и компетентности. Формирование этической компетентности и ее роль, в получении знаний о разумных действиях. Логика как органон взвешенного мышления. Цивилизованный человек как форма раскрытия человеческой природы. Жизнь в обществе как условие творческой реализации возможностей Разума. «Полития» как разумная жизнь в обществе - цель человеческого сообщества.

Философские поиски обеспечения личного счастья. Эпикуреизм - как  философия  личного благополучия. Рационализация путей достижения гедонизма. Стоицизм как  философия  достижения личного счастья. Киники : философия  поиска естественного образа жизни. Римский стоицизм как духовный путь напряженного поиска между аскезой и политическим долгом, идея естественного права как основа установления всеобщего правопорядка. Влияние стоицистской концепции права на организацию римской государственной и правовой жизни.


^ Феномен  философии  в средневековой культуре

Феномен  философии  и религии в западноевропейской средневековой культуре.

Социокультурный контекст формирования западноевропейское средневековой  философии. Основные источники. Феномен христианской религии в средневековой культуре. Горизонты христианского мировоззрения. Основные духовные ценности христианской религии. Христианство и античная  философии .

Разочарование в "жизненной  философии " и утрата интереса теоретической проблематике античной рационально ориентирования  философии . Земная жизнь как драматизация истории. Учение справедливом вознаграждении за страдания и несправедливость. Встреча двух культур: христианство и греческая эллинистическая  философии .

Формирование стратегии философской рефлексии над религиозным мировоззрением. Неоплатонизм как выражение пробудившейся религиозной направленности мировоззренческих поисков. Теоцентризм, провиденциализм, креационизм как основания всей средневековой  философии. Специфика нового теоцентрического способа философствования.

 Философия  и теология как основные виды интеллектуальной деятельности. Центральные темы мировоззренческих поисков. Новые положения, привнесенные христианством в  философию  и интеллектуальную сферы культурной жизни средневекового человека. Роль А.Августина в формировании главных стратегий культурного выбора средневековой человека. Ценность человека и учение о спасении. Роль средневекового  философии  в выработке иерархически упорядоченной картины правового положения человека в обществе.

Влияние средневековой, религиозной  философии  на формирование приоритетности духовных ценностей, моральности сознания западного человека. Изменение мировоззренческого горизонта западного человека под влиянием христианской религии и христианской модели мира.


^ Арабо-мусульманская  философия 

в контексте исламской среднедневековой культуры

Энциклопедизм, универсализм арабоязычного перипатетизма: Аль-Кинди, аль-Фараби, ибн Сина, Ибн Рушд. Вклад корифеев рационалистической традиции в разработку наиболее важных мировоззренческих вопросов.

Концепция знания в "Коране". "Коран" и рациональное богословие. исламская модель мира. Место человека и основные максимы его жизнеустройства.

Становление тюркоязычной  философии .  Философия  Юсуфа Баласугуни. Благодатное знание. Проблемы этики, политики. Философские искания А.Йугинаки. Философские искания Махмуда Кашгари. Основополагающие идеи и принципы суфийского учения Ходжа Ахмета Яссауи. Влияние суфизма на духовную культуру стран Востока и Запада.


^ Философия  в культуре Ренессанса и Реформации

Социокультурные трансформации средневековой культуры и мышления. Антропоцентризм ренессансного мировоззрения. Новое понимание природы и человека.

Ренессанс и секуляризация знания.  Философия  Ренессанса и ее значение для становления экспериментального естествознания. Особенности ренессансного мышления и мироотношения..

 Философия  Реформации. Феномен веры. Вера как способ оправдания людей. Разум и вера. Волюнтаристский характер лютеровской теологии. Пессимистическая антропология Лютера.

Политическая  философия  Н.Макиавелли и ее значение для становления модели "сильного государства".  Философия  и социальная утопия. Роль Разума в формировании модели идеального государства.

Влияние ренессансной  философии, религиозно-философских и политических учений Реформации на трансформацию мировоззренческих ориентиров и системы ценностей, на формирование социально активной стратегии и жизненных позиций западного человека. Формирование новых форм культурной деятельности западного человека под влиянием мировоззренческих открытий  философии  Ренессанса и Реформации.


^ Западноевропейская  философия  в культуре Нового Времени

Социокультурная ситуация начала Нового Времени. Основные духовные ориентиры в культуре Нового Времени. Возникновение экспериментального естествознания. Формирование философской традиции эмпиризма и рационализма. Формировавание эпистемологического идеала. Своеобразие немецкой культуры второй половины 18 века и первой половины 19 века. "Коперниканский переворот" в  философии. Неизбежность метафизических вопросов. Кантовская трансцендентальная  философия  как теория познания. Кантовское учение о рассудке и разуме. Кант о диалектике. Кантовская этика моральной воли как этика долга. Категорический императив как идеальный стандарт для принятия решений и как основание гражданского общества. Кантовская  философия  права как концепция справедливого урегулирования конфликтов. Философская рефлексия над проблемой о правах человека.

Учение Гегеля о диалектике. Основные категории диалектики. Принципы диалектики. Понятие развития. Законы диалектически развития. Диалектика как метод познания. Диалектика раба и господина как форма понимания исторического процесса саморазвития.  Философия  права Гегеля. Гегелевская  философия  политики.

Антропологическое учение Л.Фейербаха. Феномен религиозного отчуждения. Критика христианской религии Л.Фейербахом. Концепция любви Л.Фейербаха.

Влияние немецкой  философии  на формирование активной деятельности западного человека. Философское обоснование потенциала реализации человеческих возможностей в создании мира культуры. Мир Культуры как реальность, конструируемая человеческим Разумом. Влияние  философии  немецкого идеализма на формирование стратегии национальной безопасности и национальной сплоченности немецкого народа, на создание мощного централизованного государства, на формирование национального самосознания.


^ Западноевропейская  философия  в культуре XIX в.

Эпохальные события культуры второй половины XIX в. Рационализм и оптимизм, вера в безграничный прогресс. Индустриальное общество и его основные доминанты. Технический прогресс как главная ценность индустриального общества. XIX в. - "Золотой век" науки.

Эпистемологический спор о человеке. Формирование социально-политической  философии . Учение К. Маркса о предметной деятельности. Социальная концепция человека. Учение об отчуждении и его преодолении. Прибавочная стоимость и эксплуатация. Причины эксплуатации. Понятие превращенной формы. Влияние идей Маркса на социально-политические концепции западного общества. Влияние идей марксовой теории на формирование социально-политического активизма западного человека, на утверждение стратегии социальной справедливости и социального равенства.

Развитие общественных наук. Повышение интереса к социогуманитарному знанию. Зарождение позитивизма. О.Конт как отец позитивной социологии.  Философия  и сциентизм. Эмпириокритицизм и махизм как продолжатели позитивизма. Интерес к методологии научного исследования. Неокантианство и его разработка проблемы метода научного исследования. Новое измерение человека: "человек как символическое животное".

Метафизика половой любви А.Шопенгауэра.  Философия  "жизни".  Философия  Ф.Ницше. Европейский нигилизм. Критика христианства и метафизики. Влияние западноевропейской  философии  на формирование эпистемологической уверенности западного человека в развитии активных изменений в научно-технической деятельности. Определение потенциальных возможностей и причин препятствующих активизации научной рациональности западного человека.


^ Русская  философия  в контексте российской культуры XIX-начала XX в.в.

Социокультурный контекст и идейные предпосылки русской  философии . Идеологема "Москва - третий мир" и её влияние на российское общественное сознание.  Философия  славянофилов.

Влияние русской религиозной  философии  на духовные ориентиры русского человека. Мировоззренческие ориентиры русской  философии  на поиски и обретение культурной и социальной идентичности русского человека.


^ Феномен  философии  в казахской культуре

Традиционное мировоззрение казахов, Синкретизм номадической культуры. Мировоззренческие искания в казахском народном творчестве. Философские аспекты творчества жырау. Суфийская традиция, ее влияние на становление казахской  философии .

Философские взгляды Ч.Валиханова. Антропоцентризм и гуманизм философских идей Ч.Валиханова и И.Алтынсарина.

Абай Кунанбаев о соотношении человека и Бога, веры и знания, о смысле человеческого существования.  Философия  религии. Проблема свободы выбора. Нравственная  философия  Абая.

Философское творчество Шакарима Кудайбердиева. Философская тематика в трудах национальной казахской интеллигенции конца XIX и первой половины XX в. (А.Букейханов, А.Байтурсынов, М.Дулатова, С.Торайгырова, М.Шокая, Ж.Акпаева и др.). Рационалистические идеи в творчестве казахской интеллигенции XX в. Отношение к марксизму.


^ Марксистская  философия  в контексте советской культуры XX в.

Эволюция марксистского учения. Политика большевистской партии и советского государства в области идеологии. Вульгаризация и догматизация марксовой  философии . Канонизация работ И.Сталина. Формирование догматизированного марксизма.

Общая характеристика состояния постсоветской  философии  в странах СНГ, Обращение к ''запрещенному" советской идеологией наследию. Философское осмысление специфики и путей развития национальных государств. Философское осмысление глобальных проблем.


^ Западная  философия  в контексте культуры XX в. канун XXI в.

Критическое переосмысление ценностей и мировоззренческих оснований западной культуры XX в. Философские поиски путей цивилизационного развития и культурных трансформаций в западном мире.

Э.Гуссерль о кризисе европейской науки,  философии  и культуры. М.Хайдеггер и критический опыт переосмысления трагизма и драматизма человеческого существования в западном мире.

М.Хайдегтер и анализ европейского нигилизма. Философские поиски экзистенциалистов XX в. А.Камю и тема абсурдного существования человека в условиях социального отчуждения. Абсурдность бунта и абсурдный героизм западного человека. Философские поиски социальной идентичности в творчестве Ж.-П.Сартра. Философский анализ трагизма человеческого существования в условиях пограничной ситуации (К.Ясперс).

"Потеря самости" и обретение одномерности под влиянием массовой культуры и культурной индустрии. Философский анализ состоянии «одномерности» в условиях массового общества и культурной индустрии (Г.Маркузе). Философский анализ феномена отчуждения в  философии  Франкфуртской школы. Проблемы науки и техники как средств идеологической репрессии. Новое понимание идеологии.

Феномен "смерти человека" в западноевропейской культуре и философские осмысления причин и путей возврата человека. ( Философия  структуррализма). Философские идеи постструктуралистов. Генеалогия западного общества, выявление матриц проникновения властных отношений во все сферы социума и. жизни человека. Проблема контаминации власти и знания М.Фуко.

Постмодернизм как духовное состояние, образ жизни и  философий  Формирование  философии  постмодернизма. Своеобразие постмодернистского мышления.  Философия  постмодернизма и критический анализ оснований западной культуры. Позитивная  программа  постмодернистской  философии.


^ ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФИЛОСОФИИ


Философия  бытия

Отношение "человек - мир" как фундаментальное отношение в составе бытия. Онтология как учение о бытии. Проблемы онтологии. Основные типы онтологии. Проблема бытия и небытия. Основные способы ее решения и основные стратегии бытия человека, которые она задала.

Бытие как бытие человека. Принципиальное отличие бытия человека в мира вещей. Бытие человека в мире вещей. Интегрированность бытия человека в мир вещей (М.Хайдеггер). Вещная зависимость.

Феномен небытия, Постоянная обращенность человеческого бытия в небытие. Безопорность человеческого существования. Принятие смерти как стратегия человека. Феномен смерти. Экзистенциалы человеческого бытия. Феномен страха. Экзистенциализм о страхе. Страх и трепет. Страх как страсть. Футурошок.

Феномен страдания. Жизнь как страдание. Христианское постижение страдания. Мучительность страдания и человеческого существования. Несчастье как жизненное правило (А.Шопенгауэр). Одиночество как глубинное экзистенциальное переживание,


^ Философская антропология

Связь онтологии с антропологией. Основные образы человека в  философии . Микрскосм и макрокосм. Феномен антропоцентризма.

Гармония телесности и духовности. Антиномия тела и духа. Формы поиска согласования тела и духа. Уникальность жизни человека. Жизнь как ценность и драгоценный дар. Благоговение перед жизнью. Смысл жизни. Счастье в наслаждении как смысл жизни человека. Нравственный смысл жизни: опыт религии и  философии . Феномен счастья.


^ Социальная  философия

Предмет социальной  философии . Феномен общества. Генезис общества. Антропосоциогенез. Усложнение жизни общества. Политика Государство. Идея общественного договора. Гражданское общество. Идея разделения властей. Разделение государства и общества. Социальная структура общества. Динамика общества. Экономические основания общества. Социальный модернизм, Труд как необходимость. Редуцирование бытия человека к труду. Труд как призвание. Производительный и непроизводительный труд. Женский труд. Тендерные аспекты разделения труда. Феномен экономического отчуждения. Феномен социального отчуждения.

Открытое общество. Закрытое общество. Массовое общество. Индустриальное и постиндустриального общества. Феномен информационного общества. Пути и перспективы развития казахстанского общества.




^ Философия  культуры

Понятие культуры. Предмет  философии  культуры. Генезис культуры. Культура и природа. Культура и человек. Основные сферы культуры. проблемы типологии культуры. Культура и этнос. Культура и язык.

Мультикультурализм. Молодежная субкультура. Массовая культура. Феномены массовой культуры.

Сущность инвективы. Происхождение оппозиции "пристойное непристойное". Формы непристойности. Ненормативная лексика как социокультурный феномен. Эротическое искусство и порнография: сходство и различие.

Культура и цивилизация. Культура в условиях глобализации. Формирование экологической культуры. Состояние и перспективы развития культуры в Казахстане: культурфилософские аспекты.


^ Философия  любви

Феномен любви. Любовь как глубинное экзистенциальное переживание, Любовь как "предмет" философского постижения. Образы любви в разных культурных эпохах.


^ Философия  религии

Границы предмета  философии  религии.  Философия  религии и теология.  Философия  религии и религиоведение. Специфика религиозного отношения к миру. Социокультурные предпосылки возникновения религии. Концепции происхождения религии. Религии теистические и нетеистические, Анонимные божества. Нравственное содержание религии. Вера и знание, Вера и суеверие. Атеизм и антирелигиозность.

Религиозное чувство. Священные предметы. Священнодействие. Священные книги. Священные люди. Священные места. Священное пространство и числа. Символы символов в религии. Феномен чуда в религии. Рай и ад.

Конфессиональная форма религиозности. Проблемы диалога конфессии религиозная толерантность. Религиозный фанатизм, фундаментализм и экстремизм. Связь религии и политики: история и современность Религиозно-политический терроризм. Угроза международного религиозно- политического терроризма: поиски мировоззренческих оснований ее предотвращения.




^ Философия  истории

 Философия  истории: ее сущность. Основные варианты  философии  истории. Проблема исторического процесса. Проблема периодизации истории. Идея объективной закономерности истории. Общая теория естественного прогресса человечества. Партикуляризм и универсализм. Возможен ли прогресс в истории!? Идея единства истории. Концепции осевого времени. "Волны истории". Циклы и ритмы. Конец историй? Столкновение цивилизаций. Проблема самобытности национального пути в современном мире: Казахстан перед исторической дилеммой. Проблема в синтеза традиционализма и модернизма. Универсально-человеческие ценности: действительное и иллюзорное.




^ Философия  политики

Предмет  философии  политики. Генезис политической  философии . Времен власти. Политическая власть Метаморфозы власти. Власть и мораль. Проблема цели и средства. Связь политики и экономики. Политика и идеология. Политика выбора ценностей. Традиционный, легальный, харизматический типы.

Политика и социальная мифология. Миф как инструмент политики. Средства массовой коммуникации в политике. Политика и массовая психология. Восстание масс. Наваждение масс. Образы злодеев, героев в истории. Стереотипное мышление масс. Эффект уподобления. Бунтовщики и психопаты. Феномен манипуляции.

Феномен демократии. Либеральная демократия. Парадоксы демократии. Демократия и права человека. Феномен тоталитаризма. Тоталитаризм как культурно-цизилизационный феномен.

Феномен войны. Этатизм и анархизм. Феномен политической революции. Политический экстремизм. Политический авантюризм. Феномен геополитики. Геополитическая безопасность. Национальная безопасность.




^ Философия  образовании

Предмет  философии  образования  Философия  образования и педагогическая теория. Взаимосвязь образования и воспитания. Институализация образования. Структура педагогического процесса, Отчуждение в образовании. Проблема вочеловечивания отчужденного знания.

Образовательная среда. Моделирование в образовании. Развитие и образование. Сознательное и бессознательное в образовании. Самореализация личности. Личность и образование. Общение и образование. Познание и образование. Понимание в образование. Творчество в образовании.

Три типа педагогики: педагогика формирования, педагогика развития, педагогика сотворчества. Критическая педагогика постмодернизма. Дисциплинарность и образование. Проблема научной дисциплины и учебной дисциплины.

Система образования как культурный посредник. Традиционная система образования. Альтернативные образовательные системы. Всеобщая система образования как средство достижения власти и компетентности (Платон).

Аксиологические аспекты образования. Ценности консерватизма в образовании. Классический реализм в образовании. Аналитическая  философия  в образовании. Экзистенциализм и образование. Восточная модель образования.


^ Проблемы теории диалектики

Исторические типы диалектики. Диалектика в древнеиндийской и древнекитайской  философии . Формы диалектики в древнегреческой  философии . Диалектика в классической немецкой  философии  и в марксизме. Основные варианты диалектики в XX в. Современные разработки теории диалектики. Критика механической и органической моделей диалектики. Модель гармонической диалектики (Г.Батищев). Диалектика и диалогика (В.С.Библер).

Диалектика как система. Основные принципы и законы диалектики. единство объективной и субъективной диалектики. Сущность категории диалектики. Категориальный аппарат диалектики. Диалектика как логика и методология научно-познавательной и практической преобразовательной деятельности человека.


Эпистемология

Специфика познавательного отношения человека к миру. Доопытное знание. Знание и познание. Знание и вера. Структура знания. Чувственное и рациональное познание. Понятие как форма рационального познания Познание и творчество. Творчество и интуиция. Объяснение и понимание Истина. Истина и заблуждение. Теория истины.

Специфика научного познания. Архитектоника научного знания. Динамика научного знания. Знание- власть. Проблема контаминации знания и власти.

Проблема метода. Основные методы познания. Логика и методологи Методы научного познания. Философские методы. Феномен рациональности. Наука и феномен институализации науки. Перспективы развития науки. Дискуссия о параллелизме новейших научных открытий и древнейших вненаучных знаний.




^ Философия  глобальных проблем

Глобальные проблемы и причины их появления. Угроза экологической катастрофы и философский смысл основных сценариев ее преодоления. Глобализация, глобализм и антиглобализм как современные вызовы истории. Глобальное моделирование как основная проблема "Римского клуба". Основные направленная исследований глобальных проблем. Формированием футурологической проблематики. Артикуляция проблемы нарастающего экологического кризиса. Философские поиски "Римского клуба". Проблема формирования глобального сознания.


^ ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ

ВСТУПИТЕЛЬНОГО ЭКЗАМЕНА ПО ПРИЕМУ В МАГИСТРАТУРУ

ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 6М020100– «ФИЛОСОФИЯ»


  1. Понятие философии. Отличие статуса философии как формы мироотношения и науки.

  2. Понятие рефлексии и предметное самоопределение философии.

  3. Культура, мировоззрение, философия: понятия и взаимосвязь.

  4. Категории пространства и времени. Основные концепции пространства и времени в истории философии.

  5. Понятие философских категорий, их диалектика и роль в формировании всеобщих (универсальных) принципов организации человеческого бытия.

  6. Теория познания: предметная область и основные проблемы.

  7. Диалектика, её исторические типы. Формы и виды диалектики.

  8. Понятие материи, её основные формы существования и атрибуты.

  9. Понятие культуры. Предмет философии культуры и культорологии.

  10. Философия техники и технические науки.

  11. Понятие ценностей. Аксиология как раздел философского знания.

  12. Философия науки как отрасль философского знания. Теория познания. Эпистемология.

  13. Философская антропология: сущность, генезис и значение в культуре ХХ века.

  14. Философия нравственности. Мораль и нравственность: соотношение понятий.

  15. Онтология и её статус в системе философского знания.

  16. Предмет  философии  образования.

  17. Философия языка.

  18. Законы и принципы диалектики, их методологический потенциал.

  19. Границы и проблемы философии религии. Философия религии и религиозная философия.

  20. Основные проблемы философии истории.

  21. Античная философия. Особенности, этапы развития. Классический период древнегреческой философии (Платон, Аристотель).

  22. Русская философия, её специфика и проблематика. (Н.Бердяев, С.Булгаков, В.Розанов, П.Флоренский, Ф.Франк и Л.Шестов).

  23. Психоанализ З.Фрейда и трансформация его идей в неофрейдизме Э.Фромма и др. и аналитической психологии К.Юнга.

  24. Неотомизм и неокантианство как религиозные течения в философии ХХ века.

  25. Разработка идей диалектического материализма в философии К.Маркса и Ф. Энгельса.

  26. Основания процессов секуляризации в европейской культуре эпохи возрождения. Гуманизм и пантеизм философии европейского Ренессанса. Социальные взгляды представителей эпохи Возрождения.

  27. Философия Древнего Китая: специфика и школы.

  28. Арабо-мусульманская средневековая философия и как творческий синтез идей Корана с наследием античного мира (Платон, Аристотель, пифагореизм, неоплатонизм) и религиозно-философскими учениями Древнего Востока (индуизм, буддизм).

  29. Немецкая классическая философия и ее значение для развития мировой философской мысли. (И.Кант, И Фихте, Ф.Шеллинг, Г.В.Ф.Гегель, Л.Фейербах).

  30. Философские идеи в творчестве жырау и акынов.

  31. Научная революция 17 века и её значение для формирования проблематики философии Нового времени.

  32. Средневековая философия: социокультурные основания, специфика и этапы. Реализм и номинализм.

  33. Особенности и основные проблемы казахской  философии

  34. Позитивизм и его формы. Постпозитивизм.

  35. Феноменология и герменевтика как воплощение принципиальных подходов к осмыслению действительности в философии ХХ-го столетия.

  36. Философские взгляды казахских просветителей.

  37. Истоки и специфика философии Древней Индии. Основные философские школы и их особенности.

  38. Сущность и основные причины формирования неокантианства и неогегельянства.

  39. Философские поиски экзистенциалистов XX в.

  40. Основания и сущность критики классической немецкой философии в трудах С.Кьеркегора, А.Шопенгауэра и Ф.Ницше.

  41. Кризис культуры в философии.

  42. Место науки в системе традиционных и техногенных цивилизаций.

  43. Понятие «человек» и его основные образы в истории философии.

  44. Философское осмысление природы. Понятие ноосферы.

  45. Конец истории (Гегель –Кожев -Фукуяма)

  46. Роль личности в истории.

  47. Понятие, специфика и концепции научной рациональности. Исторические типы научной рациональности

  48. Понятие истины в классической, неклассической и постнеклассической философии.

  49. Проблема антропосоциогенеза: происхождение и становление человека в свете современной науки.

  50. Глобальные проблемы, их происхождение, сущность и прогнозы.

  51. Потенциал категории отчуждения в осмыслении проблем человеческого развития

  52. Проблема искусственного интеллекта. Компьютер и человек. Информация и знание.

  53. Культура и цивилизация. Проблемы и особенности развития современной цивилизации.

  54. Проблема жизни, смерти и бессмертия человека в истории философии .

  55. Типология исторического процесса: проблема крупномасштабного членения.

  56. Проблема оснований науки, проблема институализации научного знания. типологии.

  57. Сознание как философская категория. Проблема соотношения индивидуального и общественного сознания.

  58. Проблема субстанции в  философии.

  59. Об образовании в условиях глобализации (лекция Н.Назарбаева в университете имени Гумилева)

  60. Понятие социальной структуры. Проблема социальной справедливости.



^ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


ОСНОВНАЯ:

1.Антология мировой  философии. В 4-х т. - М.: Мысль, 1969-1972.

2.Барулин В.С. Социальная  философия - М., 2000.

3.Бердяев Н. О рабстве и свободе человека/ Бердяев Н. Царство Духа и Царство Кесаря - М, 1995.

4.Бруно Дж. О бесконечности Вселенной и мирах / Дж. Бруно. Избранное - Самара, 2000.

5.Льюис К.С. Любовь, страдание, надежда - М., 1992.

6.Ницше Фр. Веселая наука - М., 2002.

7.Сенека Луции Анний. О счастливой жизни //Римские стоики. М., 1970.

8.Фромм Э. Искусство любви. М., 2004

9.Фромм Э. Иметь или быть? М., 2001

10.Фромм Э. Бегство от свободы. М., 2001

11.К.Шопенгауэр А. Афоризмы житейской мудрости. М., 1990.


ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ:

1. Абишев К.А.  Философия - Алматы, 2000.

2. Абдильдин Ж.М. Соч. в 5-ти т. - А., 2000-2001.

3. Арендт X. Истоки тоталитаризма - М, 1996.

4. Адорно Т. Исследование авторитарной личности - М., 2001

5. Альтюсерри Дж., Реале Дж. Западная  философия  от истоков до наших дней. В 4 т. - М., 2000

6. Берн Э. Секс в человеческой любви - М., 1990.

7. Бородай Ю.М. Эротика. Смерть. Табу - М., 1996

8. Виилма Л, Светлый источник любви - Саранск, 2000,

9. Галактионов А.А., Никандров П.Ф. Русская  философия  IX - XIX вв.

10. История  философии - М., 2004

11. Касымжанов А.Х. Портреты: Штрихи к истории Степи. - А., 1995

12. Кон И. Лунный свет на заре: лики и маски однополой любви - М., 1998

13. Маньковская Н. Париж со змеями - М., 1995.

14. Многоликая глобализация. Культурное разнообразие в современном а мире - М., 2004.

15. Московичи С. Век толп - М., 1996.

16. Норвуд Р. Не будьте рабой любви - М., 1999,

17. Панарин А.С.  Философия  политики - М, 1996.

18. Сегизбаев О.А. Казахская  философия  ХV-начала XX в. - А., 1996.

19. Тоффлер Э. Метаморфозы власти - М., 2001.

20. Философия  /Под ред. проф. Габитова Т.Х. - А.: Раритет, 2005.

21. Философия  /Под ред. проф. В.В.Миронова - М., 2005.

22. Философия  культуры - М., 2000.

23. Хамидов А. А. Феномен обыденного// Тамыр - 2004, №3.




Похожие:

Введение философия как сфера знания. Объект и предмет изучения учебной дисциплины iconВведение философия как сфера знания. Объект и предмет изучения учебной дисциплины
Философия задает стратегии консенсуса, согласия в процессе взаимодействий и взаимосвязей различных культурно-духовных позиции, и...
Введение философия как сфера знания. Объект и предмет изучения учебной дисциплины iconВведение в общую психологию предмет и задачи психологической науки и практики. Психология как естественная и гуманитарная дисциплина. Отрасли психологии
Основные понятия: предмет, объект, задачи, общая психология, социальная, педагогическая психология возрастная психология, и т д
Введение философия как сфера знания. Объект и предмет изучения учебной дисциплины iconПсихологическая наука и ее предмет
История психологии – это особая отрасль знания, имеющая собственный предмет. Его нельзя смешивать с предметом самой психологии как...
Введение философия как сфера знания. Объект и предмет изучения учебной дисциплины icon6D080500-Водные ресурсы и водопользование дисциплины «гидротехнические сооружения отраслевого и комплексного назначения» Введение
Наряду со строительством гидротехнических сооружений необходимо предусмотреть мероприятия по уменьшению вредных воздействий на окружающую...
Введение философия как сфера знания. Объект и предмет изучения учебной дисциплины iconТворчество Роллана Шакеновича Сейсенбаева яркое и неповторимое явление в казахской литературе второй половины ХХ века Сегодня, пишет О. Сулейменов в предисловии к сборнику повестей и рассказ
Охватывает вопросы: учебная и методическая концепция курса, теоретические основы курса методики преподавания литературы; предмет,...
Введение философия как сфера знания. Объект и предмет изучения учебной дисциплины iconОбразовательная программа докторанта
В рамках специальности «Философия» со специализацией «Социальная философия» осуществляется подготовка специалистов, ориентированных...
Введение философия как сфера знания. Объект и предмет изучения учебной дисциплины iconОбразовательная программа докторанта
В рамках специальности «Философия» со специализацией «Социальная философия» осуществляется подготовка специалистов, ориентированных...
Введение философия как сфера знания. Объект и предмет изучения учебной дисциплины iconВведение в программу комплексного экзамена включены вопросы педагогики начальной школы, по теории и технологиям преподавания математики, русского языка и познания мира. Педагогика
Педагогика наука о воспитании. Возникновение и развитие педагогики. Объект, предмет, задачи и функции педагогики. Основные категории...
Введение философия как сфера знания. Объект и предмет изучения учебной дисциплины iconВопросы вступительного экзамена по специальности 6M010900 – Математика
Математика как наука и как предмет. Предмет теории и методики обучения математике
Введение философия как сфера знания. Объект и предмет изучения учебной дисциплины iconВопросы вступительного экзамена по специальности магистратуры 6M010900 – математика
Математика как наука и как предмет. Предмет теории и методики обучения математике
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©kze.docdat.com 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов